mefody60 (mefody60) wrote,
mefody60
mefody60

Антирелигиозный музей

Иногда продавцов на ebay прорывает на какую-нибудь тему. :) Уж не первый год слежу за аукционом. Ни разу не было и намека на фотографии антирелигиозного музея в Троицком соборе в Пскове. У нас даже появилось сомнение, что экспозиция музея досталась немцам в качестве трофея. Несомненно "воентуристы" должны были запечатлеть такой объект. 
Прошедшая неделя развеяла это сомнение, сразу появилось две фотографии, причем у разных продавцов. Но обо всем по порядку. Для начала расскажу о самом музее. Вот что пишет про него А.В.Филимонов в книге "Псков в 1920-1930-е годы"

"В декабре 1935 г. Псковский горсовет возбудил перед вышестоящими органами вопрос о закрытии Троицкого собора "из-за слабой посещаемости", предложив использовать его под антирелигиозный музей. Так собор вскоре был закрыт, а бюро Псковского окружкома ВКП(б), рассмотрев 26 января 1936 г. вопрос "О состоянии антирелигиозной работы в округе", постановило: "Организовать антирелигиозный отдел при Псковском государственном музее в здании бывшего Троицкого собора г.Пскова"."



Относительно "слабой посещаемости". Действительно, наверное так и было. Дело в том, что в 1920-е годы Троицкий собор оказался захваченным "обновленцами". Видимо идея «возвращения к первохристианскому демократическому укладу церковной жизни и коммунизации ее по принципам равенства, братства и свободы» оказалась верующим псковичам не по душе. В 1925 году "тихоновцы" объявляют главным кафедральным собором Пскова церковь Михаила Архангела с Городца (ул.Советская, д.18), а в 1929 году эта церковь была переосящена в кафедральный собор Аристратига Михаила.    

"Дело же организации нового музея оказалось не таким простым, как предполагалось, и заняло несколько лет. В 1936-1937 гг., несмотря на указания партийных и советских органов округа, сделать удалось немногое, а усиленная работа по созданию музея началась в конце 1938 г. Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции. Оставалась на месте и рака с мощами св.князя Всеволода-Гавриила. В центре здания предполагалось по типу имевшегося в Исаакиевском соборе Ленинграда установить маятник Фуко, подтверждающий учение Н.Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси. Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал.... С марта 1939 г. псковские заводы приступили к выполнению заказа по изготовлению маятника Фуко: металлические части для его верхней половины делались на заводе "Выдвиженец", а шар (ядро) - на "Металлисте". Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского в Исаакиевском соборе, высота которого составляла 93 м) и третий в мире (вторым по величине был маятник в Париже) из маятников такого рода"



Маятник Фуко в Исаакиевском соборе.



Маятник Фуко в Парижском Пантеоне.

"Открытие музея состоялось 1 мая 1939. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований. При помощи разнообразного иллюстративного материала на стендах были представлены основы учения и взглядов Н.Коперника, Д.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона, а так же борьба с ними церкви. Посетители могли видеть и снимки многих небесных явлений: затмение Солнца и Луны, прохождения комет, падения метеоритов и др. Специальный раздел был посвящен учению Ч.Дарвина, а следовательно - главным этапам развития человечества от обезьяны к человеку. При освещении роли религии в разные исторические периоды впечатление значительно усиливалось каменными идолами, "колдовскими" и жертвенными камнями, привезенными в музей из разных мест Псковщины. Главное же место занимали материалы и экспонаты, призванные разоблачить "церковные чудеса", а также показать "реакционную роль религии" в жизни человека. Демонстрировались, например, "нетленные мощи" князя Всеволода-Гавриила, призванные доказать, что таковых на самом деле не бывает. Здесь же находилось второе "чудо": крест, из которого по системе трубок, сконструированных священником Троицким, капала вода; крест назывался "плачущим" или "слезоточивым". Одно из центральных мест занимали материалы судебного процесса над "обновителями икон" 1924 г.: фотографии и сами "обновленные иконы"; имелся иллюстративный и цифровой материал о церковном и монастырском землевладении (церковь - крупнейший феодал-крепостник). Заключительный отдел музея был озаглавлен "Сталинская конституция" и содержал материалы о "достижениях страны Советов, освободившейся от духовного гнета религии"."

В заключение сами фотографии немецких солдат, запечатлевшие антирелигиозный музей в Пскове.


 Так был оформлен вход в музей с Советской площади.

 

В музее. Маятник Фуко и экспонаты музея. На полу валяется портрет Сталина.

UPD: В коментах Андрей Лебедев справедливо указал на еще одно фото экспозиции антирелигиозного музея. Правда маятник уже снят, зато его балюстрада и частично иллюстративный материал экспозиции еще на месте. Доставляет картина революционной тематики на фоне иконостаса.





Tags: Псков, идентификация, фото с ebay
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments